В Российской Федерации ныне работают особые правила дорожного движения. Есть и специальные термины, обозначающие разнообразные явления и объекты. Один из них — это «недостаточная видимость». У нас должно быть чёткое понятие этого термина, а также знания как нужно управлять автомобилем, при какой скорости и т. д.
В разделе 1.2 ПДД, есть немало определений, но один из них мы разберём это — «Недостаточная видимость». Ухудшение видимости дороги, обусловленное каким-то временным природным или иным фактором. Если, двигаясь по трассе, вы можете рассмотреть дорогу не дальше, чем на 300 м, значит, обозрение более чем недостаточное.
Содержание
Понятие недостаточной видимости
Недостаточная видимость — это чёткое видение трассы в направлении движения, и менее чем на 300 м. При различных:
- Погодных условиях, обладающих определённым периодом времени: зимней позёмкой, тумане, снегопаде, обложном дождике и т. д.
- При пожаре — задымление образует недостаточную видимость.
- Характер озеленительных насаждений и многочисленных застроек.
- Временный период — закат, рассвет.
- Геометрические дорожные параметры — вертикальные, горизонтальные радиусы кривых и т. д.
Расстояние 300 м было принято непросто так, а с учётом объективной возможности для остановки быстро сближающихся на встречных полосах машин. Если, например, максимально разрешённая скорость 90 км/ч, а коэффициент сцепления шин с трассой всего 0,30–0,35 это для увлажнённого покрытия.
Действия водителей при этих условиях определяются ещё и пунктами: 19.1, 19.3, 19.4, 19.7, 19.8 Правил. Незнание правил всегда приводит к тому, что водитель не может своевременно заметить встречный автомобиль и сориентироваться в своих действиях.
ПДД при недостаточной видимости
В ПДД про какие-то особые требования не говорится, единственное требование от водителя это — подбирать скоростной режим с учётом:
- качества дороги,
- дорожных условий.
Но также прописано, при каких обстоятельствах необходимо включать световые приборы:
- дальний свет — только вне города и при условии обгона, а когда по встречной линии нет на 150–200 м идущего транспорта,
- ближний — преимущественно в городе, а вне него только при подъёме,
- противотуманные фары включают — при густом тумане, снегопаде, моросящем дожде и т. д., задние фары, должны гореть всегда, даже во время остановки.
Управление автомобилем в условиях недостаточной видимости
Подразумевает приём некоторых мер безопасности, для исключения аварийной ситуации. Для этого и существуют прописанные законом правила, при том в различное время суток и при различных погодных условиях. Если им строго следовать, значит, вы обеспечите свою безопасность и других участников дорожного движения.
Выбор скоростного режима определяется так:
- Скорость движения машины должна быть не больше половины видимости (в метрах), т. е. если при тумане дорога обозревается на 30-м, значит, передвигаться нужно около 15 м. в сек. или 40–50 км/час.
- Необходимо учитывать и продолжительность тормозного пути, он конечно будет всегда длиннее на мокрой, обледенелой или заснеженной трассе.
- Необходимо соблюдать дистанцию с впереди или сзади идущим транспортом.
При ярком солнце
Яркое солнце часто становится причиной ДТП, потому что ослепляет водителя, уменьшает обзорность, утомляет глаза.
Этого можно избежать, если применять:
- тонированные очки,
- кепки с козырьками,
- тонирование верхней части лобового стекла.
В тумане
Туман способен искажать восприятие реального расстояния и скорости движения. Существенно уменьшает зону видимости для водителя, затрудняя ориентирование.
Вам может показаться, что свет фар едущего навстречу автомобиля ещё очень далека, а он реально будет совсем близко. Туман даже цвета искажает, конечно кроме красного. Недаром светофоры делают красного цвета.
Туман негативно влияет на психику. Вызывает нервное перенапряжение у водителя. А это в итоге приведёт к неверным, необдуманным действиям в управлении автомобилем.
Поэтому при тумане нужно всегда строго следовать правилам дорожного движения:
- Включить фары, если есть противотуманные — задействуйте их.
- Уменьшите по максимуму скорость движения.
- Включить стеклоочистители.
- Нельзя осуществлять обгон.
- Если стёкла запотели, включите сразу систему отопления.
- Можно высовывать голову в окно, чтобы лучше рассмотреть дорогу и при этом нужно всегда прислушиваться к шуму вдалеке.
- Возможно использование звукового сигнала, в особенности на загородной трассе.
В дождливую погоду
Нужно быть особо внимательным к скоростному режиму. Потому что, как известно, при увлажнённости дороги сцепление снижается (в 2–3 раза). Значит, вероятность заноса повышается и тормозной путь увеличивается.
Особенно вредит дороге начавшийся дождик — вся пыль, масло с машин, сажа, авторезина начинает растекаться по дороге и создавать на ней скользкую плёнку. Когда дождь смоет её, тогда сцепление с дорогой возобновится.
Поэтому, нужно усилить бдительность, чтобы это могло восполнить плохую дорожную видимость. Автомобиль необходимо вести плавно, без рывков и резких поворотов. Скорость движения всегда должна соответствовать видимости.
В темноте
Особенность темноты — это плохая освещённость или полное её отсутствие. Поэтому, у водителя возникнет 2 опасности: непривычная обстановка и быстрая утомляемость.
В темноте видимость всегда ухудшается, ведь более 80% информации, человек получает именно через зрение. Глазам нужно дать некоторое время, чтобы они привыкли к темноте.
При недостаточном освещении дорога становиться плохо различима.
Побороть немного темноту поможет:
- выспавшийся водитель,
- снижение скорости,
- дальний свет,
- повышенная бдительность,
- также нужно следить за состоянием световых приборов — всего одна не горящая габаритная лампа сзади способна зрительно изменить габариты любого транспортного средства, сузив их до полуметра.
В снегопад
Вовремя не расчищенная трасса зимой, имеет повышенную опасность для всех. Но в начале зимы при появлении первого льда и снега опасность удваивается.
Увеличивается число столкновений и наездов, это происходит часто оттого, что водители не подготовились к этому периоду и ещё не приспособились к переменившимся условиями передвижения.
Сейчас дороги обрабатывают реагентами, они, растворяя снег, взамен образуют грязевое месиво, которое летит из-под колёс, залепляя лобовые стекла машин. В результате этого ухудшается обзорность. И даже стеклоомывающая жидкость и постоянно включённые стеклоочистители не всегда помогают.
Скорость движения в условиях недостаточной видимости
Необходимо понижать скорость до безопасного, сообразуясь только с дорожными условиями. Конкретных рекомендаций здесь нет. Выбор скоростного режима всегда будет носить вполне субъективный характер. Человек должен сделать это самостоятельно, руководствуясь опытом и знаниями.
Как увеличить недостаточную видимость?
Это можно сделать с помощью различных осветительных приборов: диодных, противотуманных фар и т. д. Необходимо только позаботиться о других участниках движения, это не должно создавать им дискомфорт.
Есть ли разница между недостаточной и ограниченной видимостью?
Конечно, есть, недостаточная видимость — это результат недостаточного освещения, вызывается всегда природными явлениями.
А ограниченная видимость — это когда обзор ограничивается временным препятствием (транспорт, дорожные работы и т. д.) или природным рельефом (горы, резкие повороты, подъёмы и т. д.). Природный рельеф будет создавать всегда ограниченную видимость, а случайные преграды смогут ограничивать видимость только на некоторое время.
В условиях недостаточной видимости, процесс управления любым транспортным средством будет сопряжён с определёнными сложностями.
Потому лучше с этим разобраться заранее, и при необходимости действовать по правилам. В каждом конкретном случае водитель должен трезво оценивать обстановку и принимать только правильные решения!