С появлением новых синтетических красителей быстро развивается аэрография – одна из техник нанесения рисунка. Вместо кисти или карандаша художник рисует специальной машинкой.
Инструмент, который распыляет краску тонким слоем, вот что такое аэрограф. С его помощью создаются живописные картины, расписываются фасады домов, заборы, наносятся стилистические узоры на автомобили и мотоциклы. Благодаря специфике нанесения красителей можно создавать объемные панорамы с имитацией грубой фактуры на абсолютно гладкой поверхности.
Содержание
Устройство
Устройство аэрографа имеет конструктивное сходство с краскопультом, который широко применяется при всех лакокрасочных работах в автомобильных мастерских. Приспособление предназначено для тонких работ, где упор делается на минимальном размере проводимых линий с минимальной толщиной наносимой краски на рабочую поверхность.
В стандартную комплектацию входят:
- емкость для красок,
- пусковые кнопки или ручки,
- регулирующий узел (кнопка),
- сменные сопла,
- игла.
К дополнительным элементам машинки, которые предназначены для упрощения работы художника, относятся:
- подставка под устройство,
- держатель для аэрографа,
- компрессор,
- воздушный шланг,
- фильтр для рабочей среды,
- Аэрограф комплектуется сменными соплами. От размера распылительного узла зависит толщина наносимого пятна краски и его ширина. Компрессор подает воздух под большим давлением, позволяя быстро закрашивать большие поверхности и создавать тонкие переходы цвета и плавные линии.
Инструмент высокого качества имеет в комплекте не менее двух видов насадок, сопла различного диаметра и несколько сменных игл.
Как работает
Принцип работы аэрографа независимо от типа смешения краски, подачи и конструктивных особенностей основан на энергии сжатого воздуха. Нажатие на регулятор воздушного клапана – триггер – по шлангу через компрессор в прибор подает сжатый воздух под высоким давлением. Перемешанный с краской, на выходе из сопла он образует струю необходимой ширины и консистенции.
Виды аэрографов
Конструктивно аэрограф различается по типу смешения краски:
- внутреннего смешивания,
- наружного.
В зависимости от подачи раствора бывают гравитационные и сифонные, а по порядку регулировок прохода воздуха и красителя – одинарного или двойного действия. Виды аэрографов классифицируют по типу пускового управления:
- запираемый,
- проточный.
Проточные и запираемые
Проточная конструкция работает без возможности регулировать распыление. После включения компрессора художник может только останавливать или запускать струю краски, не настраивая давление. На проточном принципе управления работают современные краскопульты. Запираемая конструкция аэрографа позволяет корректировать проход непосредственно триггером на корпусе.
В запираемой конструкции есть дополнительная система расхода красителя, это позволяет наносить слои необходимой плотности и толщины.
Внутреннего и наружного смешения
Краскопульт для аэрографии с внутренним типом смешения имеет дополнительные патрубки, которые вмонтированы в корпус. Краска образует смесь с воздухом внутри прибора, что позволяет строго дозировать расход смеси. Регулировка обеспечивается точным ходом иглы. Выбрав необходимый цвет автомобильной краски, создают точные мелкие рисунки на крыльях, капоте машины.
Точность нанесения рисунка зависит от положения иглы и надежности ее фиксации.
Наружное смешение используется в простых конструкциях. Этот инструмент доступен для начинающих художников. Краска распыляется без дополнительных внутренних регуляторов, состав смешивается с потоком воздуха и выходит из сопла равномерным потоком. Покраска авто или создание рисунков аэрографом такого типа позволяет получить равномерное покрытие одинаковой толщины и насыщенности цвета.
Читайте также: Все о минимойках Karcher — виды, комплектации и выбор аппарата
Одинарного и двойного действия
По типу регулировки прохода аппарат для аэрографии может быть одинарного или двойного действия. При одинарном у художника есть возможность регулировать только подачу воздуха. Подкраска сколов и ремонт царапин на СТО проводится одинарным инструментом. Управление происходит за счет регулятора давления, расположенного на рукоятке прибора.
Использование аэрографа одинарного действия обеспечивает минимальный расход красителя и равномерную плотность покраски на больших площадях.
При двойном действии предполагается одновременная регулировка как воздушного потока, так и расхода красителя. На рынке представлены образцы из Китая с независимой двойной регулировкой, когда художник самостоятельно выбирает расход материала и силу давления воздуха.
Типы подачи
В зависимости от расположения емкости с краской прибор имеет:
- сифонную подачу,
- гибридную,
- гравитационную.
При гравитационном типе подачи бачок устанавливается в нижней части устройства. Под действием движения воздуха через работающий аэрограф создается разность давления в корпусе и установленном бачке, которая поднимает краску.
При сифонной установке емкость с краской расположена наверху прибора. Рабочая среда поступает в корпус под действием силы тяжести, после перемешивания с воздухом из сопла выходит равномерная струя.
При сифонной подаче начинающим мастерам лучше использовать вместо компрессора воздушную грушу: это позволит за короткое время освоить принцип управления.
Художники, предпочитающие создавать картины на большой площади в стиле арт, выбирают сифонные конструкции. Мастера кузовной аэрографии отдают предпочтение гравитационной подаче краски на сопло диаметром не более 0,2 мм.
Красить аэрографом с подачей гибридного типа можно красителями максимальной плотности. Разница в методах основана на использовании избыточного (лишнего) давления. При такой конструкции бачок с краской может устанавливаться вертикально (сверху или снизу прибора), под углом либо горизонтально.
Как выбрать
Чтобы правильно выбрать аэрограф, учитывают следующие параметры:
- Аэрограф, работающий от компрессора, требует внешнего источника питания. Оборудование, работающее от баллонов, можно укомплектовать узлами регулировки давления, подачи воздуха.
- Воздушный шланг должен быть резиновым, в пластиковой оплетке, достаточной длины.
- Китайские аэрографы часто оснащаются редуктором давления. Это позволит ограничить максимальное давление на прибор, обеспечить динамичность воздушного потока.
- Качество уплотнителей. Выбираем пластиковые уплотнители для работы с акриловыми красками (японское производство).
При выборе модели учитываются:
- наличие рукоятки,
- размер, вес прибора,
- объем контейнера для красителей (не менее 2 штук от 2 мл),
- количество насадок,
- наличие тефлонового уплотнителя для иглы,
- количество регуляторов.
Iwata
Японские аэрографы Iwata изготавливаются из нержавеющей углеродистой стали, хромированной латуни, неподвластной коррозии, с тефлоновым уплотнителем. Ручная сборка, разновидности, проверка настроек распылителя позволяют использовать инструмент для создания точных рисунков в самых разнообразных сферах: боди-арт, аэрография кузова, роспись текстиля, фарфора.
Fengda
Аэрографы Fengda (производитель КНР) выбирают мастера в своем деле, также их предпочитают те, кто лишь недавно начал осваивать искусство аэрографии. Для аппаратов характерна простота использования в СТО для кузовного ремонта, при покраске фасадов, больших площадей, минимальная функция регулировки.
В модельном ряду присутствуют все конструктивные типы. Не рекомендуется использовать для создания мелких рисунков. Уплотнитель иглы нуждается в частом ремонте.
Jonnesway
Аэрограф Jonnesway (Тайвань) изготавливается из хромированной стали, для игл предусмотрено титановое исполнение. Компания имеет собственные сталелитейные цеха, специализируется на изготовлении ремонтных наборов, ключей для автомобилей практически всех моделей. Изготовление аэрографов относится к смежным производством, поэтому выбор моделей Jonnesway, имеющих высокий спрос, ограничен.
Читайте также: Как выбрать антикоррозийную краску для вашего автомобиля
Sata
Плюсы моделей профессиональных аэрографов Sata завлючаются в точности распыления, качестве материала, минимальном весе.
Как пользоваться
Настройка прибора, подготовка и выбор поверхности — необходимые шаги для овладения аэрографом. Достаточно 3-5 часов, чтобы научиться правильно пользоваться инструментом. Подготовка включает в себя:
- Подключение шланга подачи воздуха к компрессору.
- Установку бачка с краской.
- Продувку сопла струей воздуха.
При замене цвета следует всегда продувать сопло растворителем, чтобы избежать неровного цвета рисунка. Тренироваться лучше всего на листе картона или использовать для работы трафарет.
Почему плюется краской
Настройка аэрографа требует внимательности, осторожности при фиксации насадки. В комплекте предусмотрен ключ для установки сопла с резьбой. Конусообразную насадку устанавливают через отжатие колпачка.
Если резьбовая насадка с соплом установлена со смещением, происходит перекос в системе подачи воздуха. Давление снижается, прибор может выдавать не равномерную струю, а плеваться краской. Среди возможных причин в нарушении подачи выделяют:
- забитое сопло,
- в красителе попадаются плотные куски, неравномерная консистенция,
- недостаток, избыток давления,
- недостаточная фиксация иглы, изношенный уплотнитель,
- неправильно подобранная консистенция красителя.
Чем меньше сопло, тем менее густой должна быть выбранная краска. Чем гуще выбирается краситель, тем больше давление должен подавать компрессор.
Настройка
Правильно настроенный инструмент превратит процедуру покраски или росписи в приятное хобби. Перед началом работы обязательна настройка:
- Проверяется стабильная подача сжатого воздуха выбранного давления.
- Устанавливается емкость с краской той консистенции, которая подходит для выбранного сопла.
- Настройка производится через перемещение иглы.
- Если при нажатии на триггер аэрограф не подает струю, следует ослабить фиксатор иглы.
- Если при малейшем прикосновении к рукоятке начинается распыление, следует передвинуть иглу вперед с помощью регулировочного винта.
Как красить
Можно овладеть аэрографом на полупрофессиональном уровне после нескольких часов тренировок. Как новичку пользоваться аэрографом:
- Не следует распылять состав на одной точке более секунды: краска может потечь.
- После установки бачка с красителем следует проверить качество струи на черновом материале (кусок картона).
- Нельзя подносить сопло вплотную к рабочей поверхности. Минимальное расстояние – 2 мм.
- Чем дальше держать сопло от рабочей поверхности, тем шире получится точка рисунка, ее контуры будут размыты.
- Для точной прорисовки элементом рекомендуется брать самый маленький диаметр сопла и держать аэрограф на минимально допустимом расстоянии.
- Угол наклона струи к рабочей поверхности должен максимально приближаться к 90°.
Аэрографом пользуются для рисования, однотонной покраски, с его помощью можно создавать оптические иллюзии на абсолютно ровной поверхности. Это удобный инструмент для ремонта ЛКП и создания аэрографии при оформлении кузова.