Внутрикамерное давление в шине — важная составляющая безопасной эксплуатации автомобиля. Изменения плотности воздуха в покрышке чреваты серьезными последствиями. При снижении давления воздуха ниже рекомендуемого увеличивается расход топлива, резина покрышек быстрее приходит в негодность, автомобиль теряет устойчивость и управляемость. При повышении – увеличивается тормозной путь, растет риск повреждения резины, управляемость также страдает.
Чтобы избежать серьезных неприятностей, необходимо контролировать состояние колес автомобиля. Для этой цели и существуют датчики давления в шинах.
Содержание
Какое оптимальное давление должно поддерживаться в шине
Для каждой марки автомобиля существует своя, установленная производителем, оптимальная величина давления воздуха внутри колеса. Обычно она указывается либо в табличке на лючке бензобака, либо в проеме дверцы водителя на боковой стойке.
Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего специалиста, в которой он подробно рассказывает об особенностях давления в шинах автомобиля Газель.
Но, к сожалению, эти показатели частенько рассчитываются в соответствии с параметрами иностранных дорог, которые существенно отличаются от наших. Иногда имеет смысл пойти на компромисс с окружающей действительностью и, например, «приспустить» колеса на 5-10 % в зависимости от состояния дорожного полотна, по которому вы чаще всего передвигаетесь.
Рекомендованное производителями давление, в зависимости от высоты профиля резины, обычно лежит в интервале от 1,8 до 2,2 Бар, при этом у передних и задних колес оно может различаться примерно на 0,2 единицы.
Датчик давления в шинах и его функции
Датчик давления в шинах – это специальное устройство, необходимое для измерения плотности воздуха внутри камеры (покрышки). Изменение давления происходит вследствие нарушения целостности колеса, а также под воздействием внутренних и внешних температур. Основная функция датчика «отследить» это изменение и «просигнализировать» автолюбителю.
Типы датчиков давления в шинах, их устройство и принцип работы
Датчики давления воздуха имеют различный функционал и сложность в зависимости от способа их изготовления и установки.
По принципу работы различают 2 типа датчиков давления колеса – механические и электронные.
Механический датчик
Представляет из себя небольшой прозрачный колпачок, накручиваемый непосредственно на ниппель. Внутри этого миниатюрного устройства находится клапан, измеряющий величину плотности воздуха внутри камеры. Три световых индикатора (красный, желтый и зеленый) сигнализируют о состоянии давления воздуха в колесе (воздух в покрышке выдавливает нужную цветовую полоску в прозрачный колпачок). Появился желтый индикатор – колесо нужно проверить, вероятно, с покрышкой что-то не так, красный срочно на подкачку.
К достоинствам механических датчиков относятся дешевизна, привлекательный внешний вид, наглядность (не нужно бегать вокруг машины с манометром), удобство состояние колеса можно оценить сразу, в любую погоду.
Недостатки относительно низкая точность показателей и отсутствующая защита от воров. К тому же оценить состояние колеса с помощью данного устройства можно только в состоянии покоя автомобиля. В движении он будет абсолютно бесполезен.
Другое дело более сложные беспроводные электронные датчики.
Электронные датчики
Могут устанавливаться на колпачки колес либо внутрь воздуховода. Результаты замеров они передают на специальный дисплей, установленный на приборной панели автомобиля либо на брелке автовладельца. Такая система, кроме величины давления воздуха, дополнительно информирует о скорости движения колеса, температуре нагрева резины покрышки, а особо одаренные современные устройства умеют передавать информацию прямо на экран мобильного устройства владельца.
Кстати, такая особенность косвенно помогает следить за состоянием ступичных подшипников и тормозной системы. При возникновении проблем с этими узлами автомобиля (например, колесо подклинивает) происходит нагрев колесного диска, который влечет за собой увеличение температуры внутри покрышки. Датчик «увидит» это и вовремя предупредит владельца, которому остается только задуматься о причинах резкого повышения температуры.
Электронная система контроля давления состоит из 4 составляющих сам датчик, антенна, блоки управления и питания. Если установлены 4 индивидуальные антенны, сразу будет понятно, какое из колес повреждено.
Несомненными плюсами электронных датчиков является возможность контролировать состояние всех 4 колес во время движения, в режиме реального времени и высокая точность (до 0,1 атм). Основной недостаток – стоимость. Не каждый автолюбитель готов раскошелиться на довольно круглую сумму.
Следует добавить, что система с наружными датчиками менее вандалоустойчива, но стоит дешевле. Система с внешними – самая дорогая, но наиболее точная и менее всех подвергается риску быть украденной.
Современные автоконцерны внедрили систему контроля внутриколесного давления через ABS. Если колесо «спускает», меняется высота профиля резины, скорость вращения колеса увеличивается, система видит эти изменения и сигнализирует о них.
Различие датчиков по способу установки
Датчики давления в шинах различаются не только по принципу действия, но и по способу установки.
Наружные
Крепятся непосредственно на ниппель. Могут быть как механическими, так и электронными. Достоинства в удобстве крепления, недостатки высокий риск потерять датчик в результате движения по плохой дороге либо чьего-то злого умысла.
Внутренние
Более надежные. Крепятся внутрь воздуховода, через который воздух поступает в колесо. Чаще всего они электронные, стоят на порядок дороже наружных и нуждаются в периодическом сервисном обслуживании. Но срок их эксплуатации значительно дольше, а показания на порядок точнее.
Советы по выбору датчиков
При выборе системы воздушного контроля давления следует исходить их своих финансовых возможностей, а также условий хранения автомобиля.
Если вы достаточно обеспечены, но не хотите переплачивать, а ваша машина большую часть времени хранится на платной стоянке, подойдут внешние электронные датчики. Они точны, умеют мониторить состояние колеса в режиме реального времени, их можно переставлять с зимних покрышек на летние.
Если же к машине возможен доступ посторонних лиц, лучше переплатить и установить систему индикации давления с внутренними датчиками. Она обладает теми же преимуществами, но при этом максимально закамуфлирована и снаружи абсолютно незаметна. Единственный минус дороговизна.
Если же материальное положение пока не позволяет дорогие системы контроля, не беда. Воспользуйтесь механическими датчиками. Они дешевы и прекрасно справляются со своей основной функцией.
Вывод
А вывод в нашей статье будет следующим: неважно, как много у вас денег и какую систему контроля вы выберете. Пусть это будут примитивные индикаторы или сложное электронное устройство, главное не забывайте следить за состоянием ваших покрышек.
Даже простейший датчик сможет предупредить вас о неполадках внутри колеса, что позволит вовремя спасти покрышку, а иногда избежать аварии. Будьте внимательны к своим колесам лучше тратить деньги на контроль, чем на ремонт.