Проблема утилизации автомобильных и сельскохозяйственных шин является общемировой. К ее решению в разных странах подходят в соответствии с их уровнем технического и технологического развития. Одни просто их складируют, занимая огромные территории, или сжигают для получения тепла, другие – перерабатывают в топливо с попутным получением стальной стружки и горючих газов или резиновую крошку, что более просто с технологической точки зрения.
Методы переработки шин
Сжигание шин в виде топливных элементов в развитых странах давно запрещено из-за большого количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу:
- сажа – 27%,
- токсичные вещества – 45%.
Установка фильтров не дает ожидаемого результата. Во-первых, это очень дорого. Во-вторых, количество выбрасываемых вредных веществ снижается в разы, но все равно остается на предельном уровне допустимых значений.
Переработка шин в резиновую крошку позволяет решить экологические проблемы:
- нет завалов из отработанных покрышек,
- отсутствует загрязнение воздуха.
Полученная крошка широко используется в различных отраслях народного хозяйства:
- в строительной индустрии для производства гибкой черепицы,
- в дорожном строительстве для улучшения свойств асфальтового покрытия. Смешивая резиновую крошку с битумом, на асфальтобетонных заводах получают дорожное покрытие с повышенной прочностью и износостойкостью,
- в производстве спортивных товаров она служит одним из компонентов при изготовлении беговых дорожек и искусственного газона для футбольных полей,
- в резинотехническом производстве из нее вырабатывают резиновую брусчатку, различного вида напольные покрытия и др.
Метод низкотехнологичный, не требующий высоких вложений для запуска производства, со средним уровнем доходности.
Максимальный уровень рентабельности можно получить при пиролизе шин. Суть технологии в нагреве порезанных на ленты шин до температуры 450 градусов по С. В результате разогрева получаются:
- пиролизное масло, по своим характеристикам напоминающее мазут и печное топливо – 45-55%,
- стальная проволока (металлолом) – 10-15%,
- углеродная сажа – 30-35%,
- горючие газы – 8-10%.
К плюсам этого метода можно отнести:
- отсутствие токсичных веществ на всех стадиях переработки шин,
- полная ликвидность сырья и продуктов пиролиза,
- высокая доходность,
- повышенный спрос на пиролизное масло, металл и сажу.
Оборудование для получения крошки из шин
В России применяется два метода переработки шин: механический и криогенный.
Суть первого метода заключается в измельчении шин в несколько этапов путем механического воздействия.
При криогенном дроблении покрышки очищаются, сортируются, из них удаляется металлокорд. После этого они помещаются в криогенную установку, где с помощью жидкого азота замораживаются до -110 градусов по С. В результате резина твердеет и приобретает повышенную хрупкость. Под ударами пневматического молота она измельчается в мелкую фракцию, которая сортируется на сепараторах. Более крупные куски подвергаются дополнительному измельчению на дробилках.
Оборудование для переработки шин в крошку механическим способом производят многие компании. Однако выбор у них ограничен короткой линейкой технологических линий. Только Альфа СПК предлагает оборудование для переработки шин в резиновую крошку разной производительности и различного назначения, от легковых автопокрышек, до покрышек большого диаметра от грузового транспорта и сельскохозяйственной техники.
В составе технологических линий используются следующие станки и установки:
- шредер для измельчения шин,
- станок по удалению бортовых колец,
- гидравлические ножницы для резки покрышек на заготовки,
- роторная дробилка,
- группа сепарации для разделения крошки по фракциям и отделения металлокорда,
- система транспортеров для автоматической подачи продуктов переработки по всей технологической линии.
Оборудование Альфа СПК для переработки шин характеризуют:
- компактность. Для его установки достаточно помещения в 80-100 м2,
- низкое электропотребление, что не требует установки дополнительной трансформаторной подстанции и значительных сумм для оплаты электроэнергии,
- высокая производительность. В час перерабатывается от 250 кг до 1 т сырья,
- быстрая окупаемость. При полной загрузке в одну смену срок окупаемости около года,
- высокий уровень экологичности. Технологические линии не загрязняют окружающую среду вредными отходами.
Оборудование для пиролиза
Оборудование для переработки автомобильных шин методом пиролиза можно смонтировать самостоятельно. Однако получить разрешение на его эксплуатацию от ведомства по охране окружающей среды вряд ли удастся из-за высокого уровня вредных выбросов в атмосферу.
Проблема с получением разрешения на производство существует и на установки, произведенные в России или странах СНГ из-за отсутствия фильтров. Если фильтры и стоят, то они не обеспечивают необходимый уровень очистки выбрасываемых в атмосферу газов.
Всем экологическим требованиям соответствуют пиролизное оборудование фирмы Хуаинь (Китай). Оно значительно дороже российских аналогов, но обеспечивает требуемый класс выбросов вредных веществ. Достигается это хорошей системой фильтрации и использованием полученных, в процессе пиролиза, горючих газов в печах для разогрева реактора.
К недостаткам произведенного в Китае оборудования следует отнести:
- высокую цену,
- значительные площади помещения для установки – до 400 м2,
- большие партии сырья для разовой загрузки – до 10 т.
Сегмент рынка по переработке шин наиболее перспективный для малого и среднего бизнеса. Наличие сырья и рынков сбыта продуктов переработки, низкие капиталовложения, быстрая самоокупаемость становятся привлекательными для представителей нарождающегося класса собственников не только России, но и стран постсоветского пространства.