Любое знакомство с человеком или автомобилем, квартирой, выставленной на продажу или новой моделью iPhone, начинается с оценки внешнего вида. Не зря народная мудрость предупреждает, что встречают «по одёжке». Неплохое впечатление после первого визуального знакомства оставлял представитель нового поколения автомобилей — седан ВАЗ-2110, технические характеристики которого ещё предстояло изучить.
Из истории «десятки»
Чтобы объективно оценивать автомобиль, его значение и место в семействе вазовских легковушек, да и в отечественном автопроме в целом, нужно вернуться на двадцать, а то и тридцать лет назад. Начало разработки новой модели тольяттинского автомобиля относится к 1983 году. Перед конструкторами была поставлена серьёзная задача, описание которой было простое и понятное — создать переднеприводную модель, отличающуюся принципиально новым дизайном. Но исполнение затянулось на годы.
В 1984 г. появился первый вариант автомобиля 2110 нулевой серии. К началу 90-х годов с помощью фирмы Porsche вазовские конструкторы подготовили новую модель к серийному выпуску, который намечался на 1991 г. Политические события в стране внесли свои коррективы в эти планы, и первый автомобиль ВАЗ-2110 сошёл с конвейера только 27 июня 1995 года.
Уже тогда специалисты отмечали, что модель, актуальная в начале 80-х годов, к началу серийного производства морально устарела. Для мирового рынка. А для отечественного производства и потребления «десятка» явилась событием очень значимым.
Обязательно прочитайте статью нашего специалиста, в которой подробно описываются особенности тюнинга ВАЗ-2110.
Авторы созданной модели, рассказывая о ТТХ ВАЗ-2110, настойчиво рекламировали её новшества:
- наличие электронной системы управления двигателем;
Привлекательным был и внешний вид автомобиля. После примелькавшейся всем фиатовской «классики» и получивших ещё на этапе разработки название «зубило» восьмёрок и девяток, на дорогах страны появились автомобили, по внешнему дизайну приблизившиеся к иномаркам среднего класса. Добавлением к этому — улучшенный салон, хорошие аэродинамичные качества, вместительный, подготовленный к трансформации багажный отсек — всё это говорит о положительных моментах в характеристике ВАЗ-2110.
Но все эти отличительные особенности автомобиля — оценочные критерии второго порядка. В главном создатели «десятки» автолюбителей удивить не смогли. Первые машины, сошедшие с конвейера, были укомплектованы старым 1,5-литровым, 69-сильным карбюраторным двигателем ВАЗ-21083. Эксплуатационные характеристики: максимальная скорость (162 км/ч) и расход топлива (7,5 л /100 км) у «десятки» оказались лучше, чем у ВАЗ-21099 (тем более, если учесть, сколько весит ВАЗ-2110).
Высокая унификация узлов и агрегатов уменьшала себестоимость этой машины. Тем не менее было решено внедрять инжекторную силовую установку.
Начало модельного ряда
Обычно производители успешной модели стараются представить её на рынок в разных модификациях с учётом многообразия вкусов потребителя. Известно, что основными видами кузова легковых автомобилей являются седан, универсал, хэтчбек и купе. Последний не получил у нас особого распространения, если не считать модели 21106, которая выпускалась небольшими партиями, была укомплектована опелевским двигателем и имела специфический околоспортивный вид. Что же касаемо других видов, то вслед за седаном 2110 в семействе «десяток» появились универсал — 2111 (1998 г.) и хэтчбек 2112 (1999 г.).
В феврале 2007 года из ворот тольяттинского автозавода выехал последний автомобиль ВАЗ-2110. Другие модели ещё некоторое время выпускались. Продолжался до 2014 г. выпуск родственной модели 21010 «Богдан» на Украине на Черкасском заводе. Для более полной картины о производстве и эксплуатации «десятки» нужно обратить внимание на результаты 12-летней работы инженеров и техников.
В этот период появилось большое количество модификаций, базирующихся на «десятке». Удалось насчитать приблизительно 13 модификаций ВАЗ-2110, 7 — ВАЗ-2111, и 5 — ВАЗ-2112. Трудно объяснить (специалисты, наверное, смогут), зачем нужно такое количество разновидностей одного и того же автомобиля.
Даже при поверхностном знакомстве несложно увидеть, что в очередной модификации менялся только набор опций, связанных с двигателем (карбюраторный или инжекторный, 8 или 16-клапанный, объёмом 1,5 или 1,6 литров). В итоге мощность двигателя в диапазоне от 69 до 90 л.с. Причём увеличение мощности с очерёдностью появления новой модификации не было связано. И отличить новый вариант от предыдущего мог порой только специалист.
И ещё добавлялись кое-какие мелочи. Подголовник на заднем сидении, велюровая обивка в салоне, электростеклоподъёмники, электропривод зеркал заднего вида. Как издевательство над автолюбителями звучала фраза — у некоторых моделей предусматривалась возможность установки кондиционера.
Если не считать выпуска таких моделей, как ВАЗ-21108 «Премьер» и ВАЗ-21109«Консул», то принципиальных изменений за годы существования автомобиль не претерпел. «Премьер» и «Консул» выпускались под заказ, штучно, с претензией на повышенную комфортность. В начале 2000-х годов модель 21103 участвовала в чемпионате России по кольцевым гонкам. В 2003 году Алексей Дудукало даже выиграл его.
Вчера, сегодня, завтра
Тем не менее «десятка» была довольно-таки востребованным автомобилем. И хотя это уже вчерашний день автомобилестроения, её влияние на современность ощущается.
В феврале 2007 г. АвтоВАЗ выпустил последний экземпляр автомобиля ВАЗ-2110. А уже в марте началось серийное производство седана Lada 2170, более известного ныне как Lada Priora. Через год, в феврале 2008 г., была запущена в производство новая модель с кузовом хэтчбек, а в мае 2009 г. дошла очередь и до универсала. Небольшими партиями выпускаются и купе.
Заняв нишу, ранее принадлежавшую ВАЗ-2110, Priora вынуждена помнить о своей предшественнице. Несмотря на серьёзные технические изменения, которых в новой модели насчитывается более 950, их постоянно сравнивают. Тем более, что это несложно. У Лады 2170 и Лады 2110 технические характеристики не сильно отличаются:
Параметры Лада 2170 и Лада 2110:
- масса автомобиля (кг) — 1163 и 1040;
Сложно найти десять отличий. Хотя у отдельных модификаций в комплектации появляются новые опции, Priora далеко от семейства «десяток» не отрывается. Результат не заставил себя ждать. Если с 2009 по 2012 гг. Лада 2170 была самым продаваемым на российском рынке автомобилем, то с 2013 г. начался спад. Вместо почти 139 тысяч, проданных в 2011 г. автомашин, в 2017 г. было реализовано меньше 15 тысяч. С декабря 2015 г. из всех моделей выпускается только седан.
Если исходить из того, что ВАЗ-2110 — вчерашний день отечественного автопрома, Lada Priora — день сегодняшний, то что будет завтра? Неужели правы авторы шутки: на ВАЗе что ни делай, всё равно ЛАДА получается?