Для того, чтобы ваш автомобиль дольше оставался на ходу, необходимо регулярно проводить его техническое обслуживание. И одна из главных процедур такого обслуживания — это замена масла в двигателе транспортного средства. Попробуем разобраться, для чего она нужна, с какой периодичностью ее производить, и какие существуют способы замены ГСМ.
Моторное масло
Основная функция, которую выполняет любая моторная жидкость, — это, конечно же, защита работающих механизмов от преждевременного износа. Обволакивая всю поверхность задействованных деталей, масло снижает силу трения между ними. Такая функция позволяет повысить ресурс мотора и продлить его срок службы.
Ежедневная эксплуатация автомобиля вызывает постоянные перепады температур внутри двигательной системы. Масло «смягчает» данный эффект, не позволяя рабочим механизмам перегреваться или перемерзать, но само оно со временем теряет свои свойства. Жидкость начинает терять вязкость, ухудшается ее структура, нагар и копоть, образующиеся в процессе работы двигателя, загрязняют ее состав. В результате, ГСМ уже не помогает автомобилю, а, наоборот, медленно выводит его из строя. Старое масло не сможет обеспечивать должного уровня антикоррозийной и износостойкой защиты, кроме того, большое содержание загрязнений и отложений на механизмах двигателя попросту затруднят их работу. Вот почему так важно вовремя производить смену моторной жидкости.
Содержание
Несвоевременная замена масла: опасно ли?
Однократное нарушение периодичности замены ГСМ (в разумных пределах) может пройти незаметно для автомобиля. Но это не значит, что последующее повторение ситуации не приведет к серьезным результатам. В большинстве случаев, несоблюдение интервала между сменами масляных жидкостей вызывает:
Замена моторного масла
- формирование большого количества загрязнений и отложений. Устаревающие компоненты масляной жидкости постепенно начинают разрушаться и оставлять после себя непереработанные продукты сгорания. В результате, мотор теряет былую мощность, а содержание вредных примесей в выхлопных газах увеличивается.
- износ деталей. Масло со временем теряет свою вязкость и начинает вытекать из двигателя через прокладки и сальники. «Беззащитные» детали работающего агрегата начинают тереться друг об друга с большой силой, повышать температуру внутри рабочей зоны и деформировать все прилегающие конструктивные элементы.
На заметку! Некоторые категории масел не теряют, а, наоборот, увеличивают свою вязкость со временем. Данный факт объясняется чрезмерным процессом окисления и нарушением полимеризации присадок, ввиду неправильного подбора автомасла. Высокая густота может значительно затруднять запуск мотора, препятствовать эффективной циркуляции масла, а также привести к отказу всей двигательной системы.
- выход из строя турбокомпрессора (если имеется) и ротора. Переработавшее свой срок масло губительно влияет на состояние вала компрессора и подшипников. При длительной эксплуатации в «некомфортных условиях» на них появляются сильные царапины и трещины, что значительно снижает их ресурс. Также, имеющая в своем составе большое количество вредных примесей и отложений жидкость засоряет каналы смазки компрессорного агрегата, в результате чего может возникнуть его заклинивание.
Описанные выше проблемы составляют далеко не полный перечень возможных неполадок с устаревшим маслом. Все случаи индивидуальны, но имеют одно главное сходство – несвоевременная замена масла чревата дорогостоящим ремонтом.
Обязательно ли менять масляный фильтр?
Для чего нужна замена масла разобрались, но почему она должна сопровождаться сменой фильтра? На первый взгляд может показаться, что данная прихоть — не что иное, как маркетинговое решение для обеспечения большего объема выручки. Но это не так.
Масляной фильтр
Правильная замена моторного масла в двигателе предполагает замену фильтра. Двигатель — это центр машины, ее сердце. Он подвержен серьезным перегрузкам, без которых «жизнедеятельность» автомобиля попросту невозможна. В момент температурных «скачков» на двигателе образуется незначительное количество копоти, которая может стать причиной серьезного ремонта. Масло убирает эту копоть, защищая мотор от загрязнений. Но где оседает эта грязь? В фильтре.
Прокачиваемое через фильтр масло очищается и снова принимается за «уборку» нагара. Но если масляный фильтр отслужил свой срок и сильно загрязнен, то вредные примеси перестают оседать в безопасной зоне, а накапливаются в самой смазочной пленке. В итоге, масло быстро устаревает, а двигательная система скоротечно изнашивается.
Проверить состояние старого фильтра невозможно, и оценить его загрязненность можно только после снятия. Даже если его визуальный осмотр дает основания полагать, что он находится в рабочем состоянии, ставить его обратно нельзя. Представим на секунду, что вы решили дать фильтру второй шанс и вкрутили его обратно. Засорившись, предположим, через пару тысяч километров пробега (вы об этом и не узнаете), фильтр перестанет собирать грязь, а начнет ухудшать свежезалитое масло. В результате, полезные свойства дорогостоящего смазочного материала мгновенно улетучатся, сменившись серьезными сбоями в работе двигателя.
Опираясь на вышеуказанные факты, ответ на поставленный вопрос становится очевидным: менять фильтр надо при каждой замене масла.
Частота замены моторной жидкости
Проверка уровня масла
Периодичность замены масла в двигателе для каждого автомобиля уникальна. И устанавливают ее производители транспортного средства. Периодичность определяется не только на основании пробега, но и по временной шкале.
Возьмем, к примеру, магистральное и городское вождение. Ориентироваться только на пробег будет неправильно: по трассе вы «накатаете» — 10-15 тысяч км за более короткий период, нежели проедете это же расстояние в условиях городских пробок. Временная шкала позволяет предотвращать устаревание масла и вовремя производить его замену.
Кстати, стоит заметить, что чем чаще вы льете под капот новую смазочную жидкость, тем лучше себя «чувствует» автомобиль. К сожалению, ввиду затратности процедуры позволить ее могут не все автолюбители. Установите себе за правило менять жидкость не реже раза в год.
Важно! Если вы пользуетесь автомобилем ежедневно, не экономьте на его обслуживании и строго соблюдайте рекомендации производителя.
Многие автолюбители заблуждаются, думая, что если авто не эксплуатировалось длительное время, то замена масла не нужна. Даже если ваше транспортное средство простояло всю зиму в гараже с новым (как вам казалось) маслом под капотом, сменить его придется. Дело в том, что, если мотор длительное время не заводился, в нем образуется конденсат, который, попадая в рабочую смесь, повышает кислотность среды. Такие мероприятия способствуют быстрому разрушению конструктивных элементов.
Слив моторного масла
Задуматься о замене масла можно и после покупки поддержанного автомобиля. Продавцы наверняка будут утверждать, что произвели техническое обслуживание мотора «буквально на прошлой неделе», но рисковать не нужно. После слива старой жидкости обязательно промойте всю систему. Не лишним будет поинтересоваться у прошлого владельца о фирме и маркировке масла, которое до вас заливалось под капот.
Какие факторы влияют на частоту замены?
Интервал замены масла в двигателе напрямую зависит от следующих факторов:
- состояния автомобиля. Ваш автомобиль не так давно сошел с конвейера и находится на стадии обкатки? Значит, первая его замена будет произведена в срок, оговоренный производителем. Т.е. примерно в 3-5 тысяч километров пробега. До первого технического обслуживания следует воздержаться от агрессивного стиля вождения (резких стартов, торможений, чрезмерного нажатия на педаль газа). Все, что необходимо автомобилю в период обкатки – это бережное переключение передач, плавное нажатие на педали и полный отказ от спортивной езды.
- стиля вождения. «Выжимая» из автомобиля всю мощь, на которую он способен, вы выжимаете все полезные свойства из масла, которое с бешеной скоростью циркулирует внутри мотора. Чем отрывистее и резче ваши манеры вождения, тем быстрее ресурс ГСМ уменьшается. Т.е. любителям «горячего старта» придется чаще производить замену моторного масла. В противном случае, они рискуют остаться «без колес».
Схема изучения этикетки автомасла
- качества топлива. От качества бензина или дизеля, заливаемого в топливный бак, также зависит состояние масла. Низкокачественная смесь плохо прогорает, оставляя после себя большое количество отложений, которые в итоге примешиваются к смазывающей жидкости и засоряют двигатель. Заливать дешевое топливо на сомнительных заправочных станциях запрещено.
- химической основы жидкости. Частота замены масла также зависит от его химической основы. Низкокачественная минералка нуждается в замене каждые 5-7 тысяч километров пробега, полусинтетика должна обновляться каждые 8-9 тысяч километров, синтетика – 10-15. Такие рамки устанавливаются производителями не в целях обеспечения себе гарантированной выручки, а с целью сохранения работоспособности всей двигательной системы. Чем больше в масле натуральных ингредиентов (как, например, в минералке), тем быстрее они теряют свои потребительские свойства.
- сезонности. Если вы – сторонник сезонных масел, то следить за их сменой нужно с особой внимательностью, ибо покататься на летней смазке в суровых низкотемпературных условиях не удастся (двигатель попросту не сможет завестись).
- рекомендаций производителя. Пренебрегать требованиями производителя транспортного средства не стоит, ведь указанный в сервисной книжке интервал замены масла устанавливался не наобум, а рассчитывался по результатам многоэтапных испытаний.
Порядок замены масла в двигателе
Синтетическое моторное масло
С теоретической стороной вопроса все понятно, поэтому перейдем к практической. Процедура сама по себе не сложная, главное – запастись терпением и всеми необходимыми инструментами.
Если ваша цель – быстрая замена масла в двигателе без промывки, значит, следует руководствоваться следующей последовательностью действий:
- Ставим автомобиль на ровную поверхность, обеспечивая беспрепятственный доступ к его нижней части. Идеальный вариант – это гараж с ямой. Если такого гаража нет, подойдет эстакада или помещение, оборудованное подъемными механизмами.
Важно! В двигателе автомобиля должна поддерживаться рабочая температура. Т.е. предварительно лучше погонять транспортное средство по городу в течение 30-40 минут.
- Готовим емкость для слива. В ее роли может выступить старое ведро. Также рекомендуется заготовить канистру, куда в дальнейшем будет перелита отработанная жидкость для утилизации.
- Снимаем защиту двигателя (при наличии). Крепится она на 3-4 болтах.
- Откручиваем крышку маслозаливочной горловины, фильтр и вынимаем сливную пробку в нижней части транспортного средства. Для демонтажа и установки масляного фильтра целесообразно использовать специальный ключ с цепью.
На заметку! На некоторых пробках дополнительно устанавливается уплотнительное кольцо, которое рекомендуется менять при каждой замене масла в двигателе.
- После того, как сливная крышка снята, дождитесь, пока вся старая смазка выльется. По ее состоянию вы сможете понять насколько загрязнен ваш двигатель и целесообразна ли замена смазочного материала.
Некоторые специалисты рекомендуют вымыть остатки загрязнений и нагара из двигателя, плеснув в маслозаливочную горловину пол-литра нового ГСМ.
- Как только все моторное масло слилось, начинаем установку нового фильтра. Перед его прикручиваем рекомендуется смазать его уплотнительное кольцо. Такая манипуляция позволит обеспечить максимальный контакт фильтра с двигательной системой в месте его присоединения.
- Закрываем сливную пробку.
- Заливаем в горловину свежую смазку. Сколько масла вам потребуется, сказать сложно. Количество, необходимое для системы, у каждого автомобиля индивидуальное. Чаще всего оно колеблется в пределах от 3 до 5 литров. Но переливать жидкость нельзя, поэтому постоянно проверяйте его уровень масляным щупом. Масло должно быть между отметками min и max. Сразу заливать в движок требуемый объем масла не надо: сначала достигните отметки min, затем оставьте автомобиль в покое на 10-15 минут. За это время защитная пленка распределится по рабочей поверхности и займет свое привычное место. После такой процедуры долейте нужное количество жидкости, проверяя ее уровень щупом.
- Закрутите крышку горловины и запустите двигатель. Первые несколько секунд работы мотора на приборной панели будет гореть лампочка давления масла, но затем, когда масляный насос заработает в полной мере, она отключится. Пока автомобиль работает на холостых оборотах, внимательно осмотрите места установки фильтра и пробки на предмет подтеков. Если все хорошо, то можно выезжать на дорогу. После пары десятков км рекомендуется повторно заглянуть под транспортное средство и убедиться в герметичности конструкции.
Экспресс-замена моторного масла в двигателе
Если традиционный способ смены масла вам не приглянулся, можно воспользоваться еще одним способом. Его суть заключается в использовании автономного масляного насоса, который откачивает жидкость через отверстие щупа.
Чаще всего этим способом пользуются станции технического обслуживания. Главное отличие ручных аппаратов от профессиональных — объем откачиваемой жидкости. Ручные аппараты, как правило, имеют небольшой объем и рассчитаны на одну процедуру, профессиональные емкости вмещают до 45 литров и позволяют проводить 10-12 процедур.
Самостоятельная замена масла в двигателе при помощи автономного оборудования имеет следующие преимущества:
- экономия времени,
- не нужно лезть под машину,
- легкость процедуры.
Недостатки:
- высокий риск обламывания трубки внутри мотора,
- невозможность полной откачки масляной жидкости.
Традиционный слив жидкости позволяет удалить ее в полном объеме, в то время как экспресс-замена такой возможности не представляет.
Промывка двигателя
Промывку мотора рекомендуется выполнять тогда, когда планируется использование продукции, обладающей другими техническими свойствами. Иными словами, если вы решили сменить производителя, химическую основу или купили масло повышенной или пониженной вязкости, то необходимо ознакомиться с процедурой промывки.
Она состоит из следующих этапов:
- откручиваем крышку маслозаливочной горловины и снимаем пробку для слива.
- ждем, когда вся смазка выльется из двигателя. Фильтр не снимаем, а пробку устанавливаем обратно на свое место.
- заливаем под капот промывочное масло или соляру, как всегда, ориентируясь на уровень щупа.
- заводим двигатель и ждем 10-15 минут. Газовать при этом нельзя: промывочный материал хоть и имеет некое сходство с обычной смазкой, но должного уровня защиты механизмам обеспечить не может.
- по истечении времени сливаем жидкость, меняем фильтр и заливаем уже необходимое вам масло.
Подведем итоги
Обслуживание дизельного или бензинового мотора требует от автовладельца особой внимательности. Если вы будете соблюдать рекомендации производителя, регулярно менять моторное масло и избегать агрессивного стиля вождения, ваш «железный конь» в долгу не останется. Повысить ресурс транспортного средства могут лишь высококачественные горюче-смазочные материалы, поэтому, выбирая минералку, полусинтетику или синтетику, не ориентируйтесь на цену и не ищите выгоды. Единовременная экономия может стать причиной дорогостоящего ремонта.