О штрафах за выезд на встречную полосу

Как свидетельствует статистика, более половины дорожно-транспортных происшествий, фиксируемых на автотрассах с двусторонним движением, является следствием выезда автомобиля на реверсную сторону движения, во встречный поток. В 2015 году наказания за подобные правонарушения были ужесточены. Это – действительно вынужденная и необходимая мера. Выезжая на встречную полосу, вы рискуете столкнуться со встречным автомобилем. В этом случае ваши скорости движения суммируются. Например, если на конкретном участке автодороги движение ограничено знаком 60 км/час, лобовое столкновение двух автомобилей можно квалифицировать, как наезд на неподвижное препятствие на скорости вдвое большей – 120 км/час. Многие водители намеренно идут на подобные нарушения, надеясь, что они останутся незамеченными, или полагая, что их действия оправдывает непреодолимое жизненное обстоятельство. В действительности, даже если выезд их автомашины на встречную полосу был связан с вопросами жизни или смерти, это всего лишь смягчающее обстоятельство. Впрочем, существуют и случаи, не предусматривающие наказания за подобное нарушение ПДД.

Какой предусмотрен штраф за выезд на встречную полосуПорядок применения штрафных санкций за выезд на встречную полосу.

Когда выезд авто на встречную полосу не запрещён

Хотя в ПДД имеется пункт, однозначно трактующий понятие «Полоса движения», определение, что такое выезд автотранспорта на встречную полосу, в Правилах отсутствует. Тем не менее, в правилах можно найти множество пунктов, предусматривающих наказание за подобные действия водителя. Под этим маневром следует понимать даже незначительное пересечение левым колесом сплошной линии, не говоря уже о полном выезде автомобиля на реверсную полосу движения. Это всегда опасно, особенно на городских улицах, где появление встречной машины может произойти неожиданно. Однако выезд на встречную полосу противозаконен не всегда. В частности, пункт 9.01 ПДД утверждает: количество полос на автодороге для движения транспорта определяется соответствующий разметкой/ДЗ. При отсутствии этих факторов водитель вправе трактовать это самостоятельно, принимая во внимание ширину проезжей части. Трактуется это так: стороной дороги, которая будет восприниматься как встречная, принято считать половину суммарной ширины автодороги слева от вашей полосы на данном участке автотрассы. Вышесказанное можно трактовать следующим образом:

  • выезд автомашины на встречную полосу допусти, если на автодороге отсутствует соответствующая ДР (сплошные одинарные/двойные контрастные полосы), и отсутствуют ДЗ, запрещающие производить обгон,
  • вторым таким случаем является дорога, на которой имеются три не сплошные разметочные полосы, опять же при условии отсутствия ДЗ, запрещающего производить обгон.

Выполнение обгона

Когда выезд автомашины на встречную полосу – правонарушение

Водители, особенно неопытные, отнюдь не всегда адекватно интерпретируют положения и пункты ПДД. Поэтому имеет смысл перечислить все случаи, когда выезд автомашины на полосу встречного (реверсного) движения является грубым, наказуемым нарушением правил:

  • такой маневр запрещено совершать, если на дороге присутствует минимум четыре полосы. Независимо от наличия на данном участке автодороги разметки, поскольку двух полос для движения автотранспорта в одном направлении вполне достаточно, чтобы совершать любые манёвры, не выезжая на противоположную сторону дороги,
  • если присутствует разметка, однозначно запрещающая выезд любых транспортных средств на реверсную полосу (одиночная/двойная контрастная сплошная линия). Её нельзя пересекать однозначно. Разворот/поворот налево допустим, если сплошная полоса переходит в пунктирную,
  • наличие запрещающих знаков также не допускает выезда автотранспорта на встречную полосу, невзирая на наличие разрешающей дорожной разметки.

Существуют ситуации, когда инспектор лично решает, что считается выездом автомашины на встречную полосу, он же может разрешить выезд автомашины на встречную полосу, невзирая на наличие запрещающих разметки/ДЗ. Например, если в результате ДТП случился затор, работник ГИБДД вправе регулировать движение вручную на этом проблемном участке. Рассмотрим, какие штрафы предусмотрены за неправильный выезд автотранспортных средств на встречную полосу при следующих ситуациях:

  • объезде препятствия,
  • повороте налево/развороте,
  • выполнении обгона,
  • перестроении.

Когда это наказание

Штраф за объезд автомашиной неподвижного препятствия

Термин «Препятствие» определён в пункте 1.02 ПДД. Из него следует, что под препятствием следует понимать любой неподвижный объект, встретившийся на одной из полос движения, затрудняющий или не позволяющий водителю продолжать движение. Такими препятствиями могут быть любые попавшие на проезжую часть крупные посторонние предметы (брёвна, массивные камни), повреждение проезжей части, а также неподвижно стоящее транспортное средство. В отношении последнего следует сделать оговорку: если машина остановилась на той полосе движения, по которой движетесь и вы, без нарушения требований ПДД, такой объект не следует рассматривать как препятствие. Отметим также, что объезд затора или пробки непосредственно перед светофором не квалифицируется как объезд препятствия, то есть это нарушение наказывается в соответствии с другими статьями административного кодекса.

Наказание за объезд автомашиной неподвижного препятствия:

Если автотранспортное средство выехало на реверсную полосу, чтобы совершить объезд препятствия с нарушением ПДД, это влечёт наказание в виде административного штрафа с вилкой 1000.00-1500.00 рублей. Конкретный размер штрафа за езду автотранспорта по встречной полосе при совершении объезда препятствия определяется сотрудником ГИБДД, который должен принимать во внимание обстоятельства совершения данного правонарушения.

Штраф при развороте

Наряду с обгоном манёвр, заключающийся в сворачивании машины налево при наличии на участке автодороги сплошной полосы/запрещающего ДЗ считается одним из самых распространенных нарушений. Наказание за него регламентируется статьей 12.016 части 02 КоАП. Она гласит: разворот/поворот налево, осуществляемые с невыполнением требований ПДД, касающихся пересечения сплошной линии ДР или выполнения манёвра на запрещающий ДЗ, карается наложением административного штрафа: водителю придётся расстаться с суммой, нижний предел которой – 1.000 рублей, а верхний – 1.500. И в этом случае конкретное наказание за выезд автомашины на встречную полосу определяется инспектором с учётом конкретных обстоятельств.

Штраф при развороте

Штраф за обгон

Обгон, производимый с выездом автомашины на полосу встречного (реверсного) движения считается одним из самых серьезных правонарушений, грозящих самыми трагичными последствиями. Точно также, в соответствии со статьей 12.015 части 04 КоАП, квалифицируется объезд пробки с выездом автомашины на встречную полосу. Более того, любой манёвр, завершающийся пересечением разметки одним или несколькими колесами, также подпадает под действие данной статьи. Все вышеперечисленные правонарушения караются административным штрафом или лишением ВУ. В первом случае нарушителю придётся расстаться с суммой в 5000 рублей, во втором случае он будет отстранен от управления автотранспортным средством на срок 4-6 месяцев. Следует различать случаи, когда фиксация нарушения произведена автоматически, посредством использования средств видеонаблюдения, или же непосредственно инспектором ГИБДД. При последнем варианте фиксации составляется протокол, дело передается в суд, который и принимает окончательное решение о виде/размере взыскания с провинившегося автовладельца. Если нарушение зафиксировано фото/видеокамерой, водителю будет выписан солидный пятитысячный штраф за проезд автомашины по встречной полосе, в частности, при совершении обгона.

Перестроение на встречную полосу

Многие города характеризуется наличием центральной части, застройка которой производилась сотни лет назад. Некоторые улицы здесь настолько узкие, что ширины проезжей части недостаточно для организации полноценного двухполосного движения. И чтобы обеспечить отсутствие заторов в часы пик, на таких улицах организуется так называемая реверсное движение, регулируемое либо светофором, либо сотрудником ГИБДД. Но существуют участки городских дорог с двухсторонним движением, на которых также при определенных условиях организуется реверсное движение автотранспорта. В этом случае такой отрезок, позволяющий в зависимости от обстоятельств всем автотранспортным средством двигаться в одном направлении, как правило, располагается в центре автотрассы и выделяется посредством специальной разметки (двойная прерывистая линия).

О начале и конце таких участков информируют дорожные знаки. Пересекая реверсную полосу, водитель, совершающий манёвр поворота, после его завершения обязан заехать на самый правый ряд автотрассы, согласно пункту 9.08 ПДД. невыполнение этого требования (то есть когда водитель перестроился с выездом на встречную полосу, но не занял при этом крайний правый ряд) карается пятисотрублевым штрафом. Такой же размер штрафа предусмотрен за выезд автомашины на встречную полосу при наличии неработающего светофора. За повторное нарушение сотрудник правоохранительных органов в праве лишить нерадивого водителя ВУ сроком на один год.

Перестроение на встречную полосу

Можно ли обжаловать действия инспектора

Так уж сложилось, что любые действия, направленные на повышение безопасности дорожного движения, часто воспринимаются водителями «в штыки». Это в полной мере относится и к неоднократному повышению размера штрафа за выезд на встречную полосу движения (подобные шаги предпринимались в 2007 и 2015 годах). Их необходимость вызвана ухудшением статистики ДТП, автоматизированный учет которых позволил более оперативно реагировать на самые часто встречаемые и наиболее тяжелые по последствиям правонарушения. В частности, выезд на встречную полосу подвергает опасности жизни не только тех людей, которые находятся в автомобиле-нарушителе, но и граждан, едущих по встречной полосе.

В то же время нередки случаи, когда нечестные инспектора ДПС необоснованно наказывают водителей, пользуясь их частичной правовой неграмотностью, применяя нормы административного кодекса, относящиеся к выезду на реверсную полосу движения. Гораздо реже, но встречаются ситуации, когда и сами работники ГИБДД путают такие маневры, как выезд ТС на встречную полосу при совершении обгона и разворота. Мы уже знаем, что здесь применимы разные наказания, поэтому действия инспектора можно и нужно оспаривать. Одно дело когда выезд автомашины на встречную полосу трассы осуществляется с незначительным пересечением дорожной разметки, и совсем другое когда водитель осуществляет поворот/разворот, ведь в этом случае на встречке оказывается либо весь автомобиль, либо значительная часть его корпуса.

Напомним еще об одном нюансе, который описывает дорожные ситуации, случающиеся в зоне действия ДЗ «Въезд воспрещен». Как правило, этот знак размещают на участках дорог, характеризующихся односторонним движением. Если водитель повернул на такую дорогу, он совершил нарушение статьи КоАП, предполагающий наложение 500-рублёвого штрафа. Но если после поворота он не остановился, то ему могут инкриминировать нарушение, квалифицируемое как движение автомашины по встречной полосе на автодороге с односторонним движением, что гораздо серьезнее и может повлечь штраф до 5.0 тысяч рублей. Иногда выезд автомашины на встречную полосу является вынужденной мерой, попыткой предотвратить столкновение с впереди едущим автомобилем. Если водитель представит доказательства возникновения такой ситуации, он может быть освобождён от административной ответственности.

Обжаловать действия инспектора

Можно ли защитить свои права, если вы убеждены, что подверглись наказанию несправедливо?

Мы знаем, что основным документом, на основании которого вас будут привлекать к ответственности, является протокол об административном нарушении, составляемый инспектором ПДД на месте фиксации правонарушения. Поэтому отнеситесь очень ответственно к тому, как он заполнен сотрудником ГИБДД. Во многих случаях вы будете не согласны с его интерпретацией нарушения, и тогда вам следует занести в протокол все свои доводы по этому поводу. Крайне желательно зафиксировать с помощью имеющегося мобильного гаджета дорожные условия, которые вынудили вас выехать на встречную полосу. Если это объективные причины – они могут во время рассмотрения дела в суде доказать вашу правоту. После вручения административного протокола вам предоставляется десять суток на его изучение и обжалование. Помните, что лишение ВУ наказание, наложить которое вправе только судебная инстанция. Собирайте доказательства, привлеките квалифицированного юриста – всё это повысит ваши шансы избежать столь серьезного наказания, как лишение ВУ.

Наказание за повторный выезд на встречную полосу

Большинство водителей, будучи оштрафованными за определённое нарушение ПДД, на протяжении некоторого периода времени становятся очень дисциплинированными. Но, зависимости от личностных характеристик, этот временной интервал может варьироваться в широких пределах. И здесь важно понимать, что повторная фиксация того же нарушения грозит гораздо более серьезными последствиями. В частности, за выезд на встречную полосу, фиксируемый повторно на протяжении года, грузит лишением ВУ на год (ст. 12.015, ч. 05 КоАП). При этом следует помнить, что лишение прав за выезд автомашины на встречную полосу грозит вам только в том случае, если это правонарушение зафиксировано работниками ГИБДД лично. Если же фиксация произошла с участием специальных технических средств, то за повторное нарушение вы отделаетесь пятитысячным штрафом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильны портал Dorpex.ru: все о различных частях автомобилей, их ремонте и уходе