Многие владельцы грузовых машин, тратя значительные суммы на замену изношенных шин, даже не подозревают, что имеются возможности восстановления протектора своими руками, увеличивающие срок эксплуатации покрышки на 25%.
Какие виды шин можно восстановить
Сразу отметим, и это важно, что у шин для легковых автомобилей восстановить рисунок протектора нельзя. Объяснение простое: у них нет, в отличие от шин для грузовиков, дополнительной резиновой прослойки между кордом и протектором. Именно эта прослойка и позволяет углублять канавки протектора.
Узнать о наличии дополнительного слоя резины можно по маркировке на боковине шины. Там должна быть надпись на английском языке – «Regroovable» или латинская буква «U». При отсутствии такой маркировки любые работы по углублению протектора неминуемо приведут к повреждению корда, что чревато самыми неприятными ситуациями во время движения.
Нарезать протектор можно до определенной глубины. У различных производителей у его основания.
Еще одним важным условием для восстановления протектора является наличие остаточного рисунка. Канавки должны углубляться, а не нарезаться вновь. Сделать это можно при наличии их четкого следа. Поэтому производители шин указывают их минимальную глубину – 3 мм, позволяющую вести восстановительные работы. Для проведения такой операции понадобиться машинка для нарезки протектора шин.
Оборудование для восстановления рисунка протектора шин
Восстановить протектор позволяет специальный аппарат – регрувер. Его принцип действия основан на углублении канавок с помощью раскаленного лезвия.
Нагрев рабочего инструмента может быть прямым, когда ток проходит через лезвие, нагревая его и непрямым – нож нагревается от паяльника или жала выжигателя. В продаже можно встретить регруверы только с прямым нагревом. Это машинка для нарезки протектора шин Rubber cut44. Самостоятельно сделать аналог такого прибора сложно. Необходимо иметь сварочный преобразователь.
Сделать машинку для нарезки протектора шин с непрямым нагревом режущего элемента может любой автомобилист.
Под руками необходимо иметь следующие инструменты:
- тиски,
- пассатижи,
- газовая или бензиновая горелка,
- дрель или шуруповерт со сверлом диаметром 4 мм,
- ножовка по металлу,
- напильник,
- отвертка.
Для сборки аппарата понадобятся:
- паяльник средней мощности – 300-350 Вт,
- болт с гайкой м6,
- старый кухонный нож, можно взять канцелярский, для резки бумаги с тонким и узким лезвием.
Сложности вызывает только процесс получения режущего элемента. Не многие знают, как согнуть нож, не сломав его. Технология очень простая. Металл лезвия нагревается до температуры 450 градусов по С, а затем охлаждается на воздухе в течение 6 минут. Согнуть его после этого не составляет труда.
Будущий резак укорачивается до необходимых размеров ножовкой, а затем крепиться, с помощью болта, на жало паяльника. Сам паяльник также подвергается предварительной обработке. Его жало с двух сторон обрабатывается напильником, а затем дрелью просверливается (сверло 4 мм). Выбирая место крепления резака, следует учитывать возможность изменения глубины реза.
К промышленным регруверам прилагается Инструкция к машинке для нарезки протектора шин. Естественно, что у самоделок ее нет.
Поэтому здесь важно соблюдать несколько простых правил:
- изменять рисунок шин допускается только у внедорожников и болотоходов,
- максимальная глубина канавки не должна превышать 9 мм,
- допускается нарезка протектора у цельнолитых автопокрышек без соответствующей маркировки. Такие шины применяются в погрузчиках и спецтехнике.
Порядок работ по нарезке протектора регрувером
Пошаговая инструкция по применению машинки для нарезки протектора шин своими руками включает в себя ряд обязательных пунктов.
- Демонтировать шину с диска.
- Провести тщательный осмотр покрышки для оценки возможности нарезки нового протектора и убедиться, что:
- шина имеет соответствующую маркировку, позволяющую проводить восстановительные работы,
- нет видимых повреждений ската (боковин и протектора),
- степень износа протектора допускает его новую нарезку. Это возможно только при глубине сохранившихся канавок более 3 мм.
- Очистить поверхность ската от грязи и застрявших камушков.
- Устранить повреждения, если они имеются.
- Определить параметры будущей нарезки.
- Отрегулировать регрувер под выбранные размеры канавок.
- Провести нарезку в быстром темпе, так как при медленной работе резина начинает плавиться. Сама нарезка ведется в направлении канавок на протекторе. Срезанная резина немедленно удаляется.
- Постоянно следить за температурой машинки, не допуская ее перегрева. При сильном нагреве временно остановить работу для охлаждения регрувера.
- Заключительный этап работы включает в себя очистку шины от остатков резины и осмотр нарезанных канавок на предмет целостности кордового слоя. Если он поврежден в ходе работы, шина непригодна к эксплуатации.
Восстановление протектора самостоятельно позволит сэкономить значительные суммы в семейном бюджете. При этом покупка заводского регрувера окупается при наличии у автовладельца нескольких грузовых автомобилей. Для восстановления шин для одного грузовика целесообразно сделать такую машинку из подручных материалов в собственном гараже.