В связи с тем, что с каждым днем количество автомобилей на наших дорогах увеличивается с геометрической прогрессией, а дороги при этом автоматически не расширяются, то, соответственно, каждый автомобилист обязательно сталкивается с таким явлением, как «пробки».
И, конечно же, в любой пробке найдется такой водитель, который либо слишком торопится, либо просто не может долго ждать и будет искать пути объезда затора.
Содержание
Что такое обочина в ПДД?
Дорога состоит из нескольких частей:
- проезжая часть,
- тротуары,
- трамвайные пути,
- разделительные полосы,
- обочина.
Обочина – это крайняя часть дороги. Согласно пункта 1.2 ПДД, обочина – это часть дороги, которая примыкает к проезжей части, находящаяся на одном уровне с дорогой. Отличие обочины от дороги заключается в покрытии, а также отличается своим назначением.
Обочина, как правило, отделена от проезжей части горизонтальной линией (разметка 1.2.1, 1.2.2), и, поскольку она не предназначена для движения транспорта, чаще всего покрыта следующими материалами:
- щебень,
- гравий,
- песок,
- дерн,
- глина.
В пункте 12.1 ПДД указаны назначения обочины:
- только с правой стороны можно остановится для срочного ремонта или отдыха,
- также, с правой стороны возможно оставить на недолгое время автомобиль,
- используется в качестве тротуара для пешеходов.
В условиях одностороннего движения, а также при отсутствии трамвайных путей, разделяющих дорожное полотно, возможна также остановка или стоянка и на левой стороне обочины. Крупногабаритные транспортные средства могут останавливаться с левой стороны дороги только на время погрузки или разгрузки. Однако не у каждой дороги есть обочина.
Штраф за езду по обочине
За движение по обочине или пересечение организованной колонной, Кодекс об Административных правонарушениях предусматривает наказание в виде штрафа в размере одной тысячи пятьсот рублей.
Штраф за езду по встречной обочине
В ситуации, когда водитель выезжает на обочину с левой стороны, за исключением случаев, указанных выше, он нарушает ПДД дважды:
- выезжая на обочину встречного движения,
- выезжая на встречную полосу.
За такое нарушение ПДД, КоАП предусматривает штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение водительского удостоверения на срок от четырех до шести месяцев.
Штрафы за аналогичные правонарушения
Существует такое нарушение, как движение по пешеходной зоне или велосипедной дорожке. За такое нарушение КоАП устанавливает наказание в виде штрафа в размере одной тысячи пятиста рублей.
Противоречия при наложении штрафа
Не всегда нормы действующего законодательства бывают однозначными и трактовать правила порой можно по-разному.
Вот к примеру, чтобы заехать на обочину для остановки или выехать на дорогу после нее, автомобилист все же проезжает по ней, и в этот момент его маневр могут зафиксировать камеры, либо непосредственно сотрудник ГИБДД. В первом случае будет прислано постановление об административном правонарушении, а во втором протокол будет составлен на месте.
В каких случаях и кому разрешено движение по обочинам?
Правилами Дорожного Движения обозначен перечень транспортных средств, которым официально разрешено движение по обочинам:
- коммунальные службы,
- дорожные службы,
- автомобили, которые подъезжают к объекту, чтобы разгрузить или загрузить товар,
- велосипедисты, возраст которых достиг четырнадцати лет и в случае отсутствия специально выделенной полосы для велосипедистов.
Но даже те, кому разрешено движение по обочине, должны помнит о культуре и не создавать помех пешеходам и другим участникам движения.
Почему нельзя ездить по обочине?
Еще изначально, при обучении в автошколе, каждому будущему водителю разъясняют пункт 9.9 Правил Дорожного Движения, согласно которого движение по обочине запрещено, поскольку такое движение создает угрозу для пешеходов и велосипедистов, находящихся в это время на обочине.
А инструктора по вождению учат нас тому, что движение по обочине чревато тем, что на ней могут оставаться осколки фар или части машин, мелкие гвозди или саморезы – все это может повредить колеса автомобиля, совершающего маневры на обочине. Кроме того, поднимается пыль, а также создаются неудобства другим автомобилистам, при возвращении на дорогу и будет создана аварийная ситуация.
А поскольку обочина не предназначена для движения транспортных средств, то во время движения по ней, при объезде затора, водитель рискует попасть в ситуацию «заноса».
Колеса автомобиля не будут иметь сцепления с поверхностью и существует большая опасность съезда с обочины как в сторону других автомобилей, что чревато нанесением повреждений чужому имуществу, так и съезду в кювет, когда пострадать может не только автомобиль, но и люди, находящиеся в нем.
Можно ли оспорить штраф и как это сделать?
Несмотря на то, прав водитель был или виновен и действительно совершил объезд затора по обочине, в обоих случаях автомобилист имеет право и должен будет в течение 10 календарных дней обратится в суд за оспариванием наложенного на него штрафа. И в этой ситуации необходимо будет предпринять все меры, чтобы доказать, что движение по обочине он не осуществлял.
Для этого можно будет привлечь свидетелей, или видео с камеры видеорегистратора в качестве доказательной базы, а также можно обратится за профессиональной помощью к юристам, специализирующимся на подобных спорах – автоюристам.
Но если у Вас нет возможности оплачивать услуги юристам, то, после получения постановления об административном правонарушении, вы можете самостоятельно сделать следующие действия:
- в течение десяти календарных дней определится, в какой орган хотите подать жалобу на данное постановление (это может быть вышестоящий орган над тем, кто подписал постановление или суд),
- составить текст жалобы, в которой указать все обстоятельства случившегося, а также со ссылкой на нормы действующего законодательства (примерный текст жалобы можно найти в интернете, введя соответствующий запрос в поисковике),
- обязательно приложить все имеющиеся доказательства (видео с видеорегистратора, показания очевидцев, ходатайство об истребовании видео с камер близлежащих объектов и т.д.),
- в случае рассмотрения жалобы в суде, явится в судебное заседание и настаивать на своей правоте.
Однако бывают ситуации, когда водитель в действительности, сэкономил время и, нарушив правила, объехал затор по обочине. Чтобы сэкономить свои денежные средства, водитель пытается обойти законодательство и представить ситуацию как то, что он лишь объезжал препятствие по обочине. Но, правилами дорожного движения предусмотрено определение «препятствию» и затор однозначно не входит является препятствием.
Согласно статистике ГИБДД, данное ужесточение за езду по обочине, принесло свои плоды, и нарушителей стало меньше, как и раньше с ремнями безопасности – почти вся страна сейчас ездит с пристегнутыми ремнями безопасности, благодаря работе сотрудникам ДПС и профилактическим мерам в виде рекламы. Теперь единицы водителей ездят без пристегнутого ремня.
Таким образом, во избежание штрафов или, в случае неоднократных нарушений, лишения водительского удостоверения, водителям стоит набраться терпения, соблюдать правила дорожного движения, а кроме того, уважать друг друга и не создавать осознанно аварийных ситуаций, которых, к сожалению, на просторах наших дорог и так слишком много.