Много кто предпочитает путешествовать на собственном автомобиле. Но одно дело, когда речь идёт о передвижении в рамках одной страны, и совсем другое, если поездка подразумевает пересечение границ.
Подобный вид автотуризма предусматривает обязательное оформление специальных документов. Здесь особое место занимает Зелёная карта. Без неё водитель даже не сможет пересечь государственную границу.
В получении зелёной карты или Green Card нет ничего сложного, если вникнуть в суть процедуры. Требуется отыскать компанию, готовую предложить услуги по оформлению карты, подготовить пакет документов, заплатить и получить на руки необходимые бумаги.
Но часто автомобилисты задаются одними и теми же вопросами, до конца не понимая, куда им нужно обращаться, что с собой брать и во сколько обойдётся оформление этой самой Зелёной карты.
Содержание
Что это и зачем нужно
Зелёная карта (ЗК) является страховым полисом специального международного образца. Это особый вид страховки, предназначенный для собственников автомобилей, которые собираются путешествовать в другие страны и пересекать на личной машине государственные границы.
Упрощённо можно сказать, что зелёные карты на автомобили выступают аналогом отечественного ОСАГО. Такое определение в полной мере раскрывает суть документа. Отличие заключается лишь в том, что карта действует на территории других стран.
Если у водителя имеется этот документ, он без проблем пересечёт государственные границы. Без ЗК это будет невозможно. В случае попадания в ДТП, будучи на территории иной страны, карта позволит гарантировать страховые выплаты стороне, которая пострадала в результате этого дорожно-транспортного происшествия.
Теперь каждый понимает, зачем нужна и что даёт эта зелёная карта. Оформление данного документа считается обязательной процедурой. Потому давайте внимательнее изучим его особенности и порядок получения.
Стоит заметить, что ЗК является результатом соглашения о страховании автогражданской обязательной ответственности. Его приняли в рамках международной системы Green Card. В настоящее время участниками системы являются 48 государств, в числе которых и РФ.
Чтобы ни у кого из участников соглашения не возникало сложностей, была предусмотрена единая форма для всех стран. Плюс обязательным условием является изготовление только в печатном формате. Участники стремятся перейти на электронную форму, но пока это невозможно. Обусловлена такая ситуация наличием некоторых различий в законах стран-участниц. Чтобы определить сумму выплат по страховке, учитываются правовые нормы каждого конкретного государства, где было зарегистрировано ДТП.
Оформить документ можно только на автотранспортные средства, имеющие государственную регистрацию. То есть машина обязательно должна стоять на учёте. Также ЗК распространяется на транзитные автомобили и транспортные средства, которые не предусматривают отдельного оформления обязательной страховки ОСАГО. Сюда относят мопеды, мотороллеры, автоприцепа и пр.
Интересной и удобной особенностью карты является тот факт, что отсутствуют какие-либо ограничения относительно количества людей, которым разрешается управлять ТС. Они не предусмотрены. В ЗК вносить данные о непосредственном владельце нет необходимости. Документ оформляют на того, кто обратился за его получением.
Виды
Стандартизированная зелёная карта выглядит как обычный бланк формата А4, выполненный в зелёном цвете, что вполне логично. Информация вносится на лицевой и обратной стороне. При её наличии автомашина может пересекать государственные границы, что позволяет осуществлять международные поездки на собственном транспорте, в качестве которого выступает автомобиль.
Оформляя международный страховой полис, вам следует предварительно определить, куда именно вы будете ехать. Если это поездка только в одну определённую страну, можно оформить один вид зелёной карты. Для посещения иных государств придётся подавать документы на другую разновидность грин карты.
В России предлагается 2 варианта полисов страховая автогражданской ответственности международного формата. Они действуют на разных территориях.
- Первый тип. Полис международного формата, действующий на территории всех стран-участниц соглашения. То есть с такой картой можно посещать любое из государств. Страховка позволяет путешествовать как в рамках одной страны, так и совершать поездки между разными государствами, пока действует полис.
- Второй тип. Этот вариант полиса создан для близлежащих стран. Если целью поездки выступает Молдова, Азербайджан, Беларусь или Украина, тогда можно обойтись несколько упрощённым вариантом зелёной карты.
Примечательно то, что обе карты имеют идентичный формат. Разница между ними лишь в размерах страховых выплат.
Куда обратиться
Те, кто собирается в заграничную поездку на своей машине, думают над тем, где можно оформить зелёную карту на автомобиль.
И тут важно понимать, что предложений много, но не все из них соответствуют действительности. Существует определённый список организаций, у которых есть разрешение на оформление таких документов. И они строго контролируются. Но встречаются разные мошенники и якобы посредники, которые предлагают за определённую плату ускорить процедуру получения карты страхования автогражданской ответственности. Не стоит забывать про возможное сотрудничество с фирмами-однодневками. Встречаются они не так часто, но при выборе страховщика следует быть максимально внимательными.
Чтобы выбрать себе подходящую страховую компанию, можно изучить перечень доступных офисов в вашем городе. Затем нужно зайти на официальный сайт Союза Автостраховщиков. В специальном разделе есть перечень организаций, которые получили международную аккредитацию. Обязательно смотрите актуальную информацию, поскольку некоторые их страховых компаний могли лишиться аккредитации, но не сообщают об этом своим клиентам.
Не все понимают, почему ряд крупных и известных в России страховых компаний не хотят принимать участие на международном рынке. Здесь есть свои нюансы. Дело всё в том, что определённые страны-участницы соглашения предусматривают очень крупные выплаты при наступлении страховых случаев. Иногда размер выплат не лимитирован, что заставляет при серьёзных дорожно-транспортных происшествиях отдавать пострадавшей стороне крупные суммы денег. Это влечёт за собой непосредственные убытки для страховой компании.
Если говорить простым языком, отечественные страховщики просто не хотят осуществлять крупные выплаты. По этой причине далеко не все из крупных страховых компаний стремятся к оказанию услуг по оформлению зелёной карты. Хорошо это или плохо, судите сами.
Но этот факт вовсе не означает, что страховщиков, занимающихся зелёными картами, в России нет. Перечень достаточно внушительный, а потому каждый сможет найти офис этих компаний в своём городе или в соседнем населённом пункте.
Сама процедура оформления происходит непосредственно в офисе страховой компании, либо в режиме онлайн. Последний вариант создан для значительной экономии времени и собственных сил.
Если вы решите выбрать вариант с онлайн оформление, потребуется заполнить специальный бланк, отсканировать свои документы и отправить её на электронный адрес получателя. Раньше для получения самой карты всё равно приходилось идти в офис. Сейчас этого можно избежать, заказав доставку курьером. Обычно страховку международного формата присылают в течение суток по указанному адресу получателя.
Есть ситуации, когда поездка незапланированная, и времени на оформление через офис нет. Это не страшно, поскольку законодательством подобные случаи предусмотрены. Чтобы получить необходимое разрешение в виде страхового полиса для выезда за пределы страны, можно оформить документы на самой государственной границе. Там работают специальные офисы со страховыми представителями.
Но вариант с покупкой приграничного полиса потенциально рискованный. Это обусловлено тем, что часто там встречаются мошенники и представители компаний без международной аккредитации. У них нет права выдавать такие документы.
Покупая фальшивку или карту от компании без аккредитации, вы рискуете столкнуться с серьёзными убытками при поездках по другим странам. Если факт подделки вскроется в рамках ДТП, покрывать все расходы за нанесённый ущерб придётся за свой счёт. Вам никто не выплатит компенсацию, как и при вашей вине все финансовые затраты лягут на ваши плечи.
Потому намного лучше, когда зелёную карту оформляют заблаговременно. Это даёт возможность проверить компанию на аккредитацию и заняться подготовкой к поездке без лишней суеты и спешки.
Необходимые документы
В отличие от оформления целого ряда разных документов, для получения зелёной карты не нужно готовить большой пакет бумаг. Всё достаточно просто.
Оформление ЗК на автомобиль предусматривает 2 варианта, в зависимости от того, в каком статусе находится клиента:
- физические лица,
- юридические лица.
При регистрации зелёной карты физическим лицом достаточно предъявить паспорт того, кто обращается за получением страховки, и технический паспорт самого транспортного средства. Больше ничего не нужно.
Юридическим лицам потребуется предъявить регистрационные свидетельства. Они идут на юридическое лицо и транспортное средство. Плюс печать компании.
Часто автомобилисты приходят с водительскими удостоверениями и правами собственности на автотранспортное средство. Всё это лишнее, и при получении карты не требуется. Страховой компании с аккредитацией достаточно того, что клиент имеет право управлять страхуемым автомобилем.
Причём таких лиц, кто сможет садиться за руль в рамках международной поездки на машине, может быть сразу несколько. В полисе нет ограничений по количеству граждан, которые пользуются застрахованным по ЗК автотранспортом.
Автотуристам следует учитывать, что действие полиса начинается с момента пересечения ими государственной границы. При этом по правилам не разрешается оформлять карту раньше, чем за 1 месяц до запланированной поездки.
Для оформления страховки международного образца требуется обязательное наличие у страховой компании специальных бланков для ЗК. Но проблема в том, что иногда этих бланков у них просто не оказывается в наличии. Явление носит временный характер, но лучше узнать об этом заранее. Иногда автомобилистам приходится объезжать сразу несколько организаций в поисках той, у которой есть бланки.
Эту задачу можно решить намного проще. Выбирая себе страховую компанию, которая имеет действующую аккредитацию, обратитесь к её представителям по телефону. Все телефонные контактные номера указаны на сайте. Уточните, есть ли у них бланки. Если нет, идите дальше по списку подходящих вам страховщиков.
Не пугайтесь, поголовно у всех бланки закончиться не могут. Эта проблема прошлых лет постепенно перестаёт быть актуальной. Но перестраховаться и позвонить в фирму будет не лишним.
Процедура оформления
Теперь непосредственно о том, как автомобилисту получить необходимую международную зелёную карту для авто, чтобы получивший ЗК водитель мог не опасаться проблем с компенсациями в случае дорожно-транспортного происшествия на территории другой страны.
На получение документа имеют право физические и юридические лица. Важно учитывать тот факт, что страхуется по зелёной карте не автомобиль, а ответственность того, кто им управляет. Как и в случае с ОСАГО. Если в ДТП виновником окажется держатель карты, пострадавшая сторона сможет рассчитывать на получение компенсации через страховую компанию. Сам же виновника рассчитывать на компенсации не может. Если иные виды страховки отсутствуют, тогда ремонт и восстановление автомобиля будет осуществляться за его личный счёт.
Некоторые забывают о том, что освобождение от автогражданской ответственности вовсе не означает освобождение от уголовного наказания. С помощью карты водитель только минимизирует финансовые потери, возникающие при ДТП. Но если вы нарушили закон, из-за вас пострадал человек, предусматривается уголовная ответственность.
Чтобы исключить её, нужно всегда следовать правилам дорожного движения, соблюдать законы государства, на территории которого вы оказались. Будьте аккуратными и вежливыми водителями. Это гарантирует минимум проблем для автотуриста.
Оформление полиса происходит в несколько этапов.
- Выбор страховой. Каждый клиент сам решает, с какой именно страховой компанией ему лучше сотрудничать. Некоторые ограничены выбором из-за отсутствия представительств в городе разных организаций. Другие выбирают по принципу ближайшего к дому или работе офиса. Но вне зависимости от этих факторов, сотрудничать нужно исключительно с теми компаниями, которые входят в списки аккредитованных, согласно актуальным данным из РСА.
- Срок оформления. Минимально такой вид страхования можно оформить на 15 дней. Максимальный срок ограничивается 1 годом. Нет смысла оформлять годовую карту, если вы собираетесь ехать в другую страну на несколько дней. Также не рекомендуется оформлять с минимальным запасом времени пребывания за пределами России.
- Оплата. Согласно действующим правилам оформления полиса международного образца, сначала клиент обязан оплатить стоимость документа.
- Подача документов. В зависимости от того, является клиент физическим или юридическим лицом, подаются соответствующие бумаги. К ним прилагается квитанция с подтверждением оплаты.
- Получение. Выполнив все эти процедуры, специалист, представляющий страховую компанию, обязуется выдать вам готовый документ. С ним можно ехать на государственную границу и спокойно передвигаться по дорогам других стран.
Ещё до 2016 года выдача полиса предусматривала передачу клиенту 4 литров. Причём 2 листа являлись копиями. Но по новым правилам бланк теперь однослойного стандартного размера и выполнен на 1 листе. Если вы встретите вариант с 4 листами, пугаться не стоит. Такой формат также пока считается действительным, и страховые компании имеют право его использовать.
Помимо самой зелёной карты, клиент получает на руки договор и специальную памятку. В ней прописывается, как именно нужно вести себя, если на территории другой страны вы попали в аварию. Причём прописанным рекомендациям нужно строго следовать. Бывали случаи, когда страхователи нарушали эти правила, а сама страховая компания использовала эти факты как причину для отказа в компенсации. То есть водителю приходилось полностью оплачивать ремонт пострадавшей стороне за собственный счёт.
Стоимость
Тут сразу нужно сделать одно важное замечание, чтобы между автомобилистами не возникали споры относительно стоимости полиса. Все тарифы регулируются РСА. Плюс они обязательно согласовываются с Министерством финансов страны. Это означает, что все компании обязаны предлагать одинаковую стоимость на страховку.
Есть прямая зависимость между стоимостью полиса и курсом евро, поскольку эта валюта является основной. Каждый месяц тарифы несколько меняются. Новый тариф вступает в силу 15 числа, а заканчивается 14 числа следующего месяца. Колебания курса валют является главной и единственной причиной изменения тарифов.
Итоговая стоимость, в зависимости от тарификации, собирается из 3 составляющих. Эти факторы определяют, во сколько обойдётся оформление карты для страхователя.
- Покрытие. Если говорить о полисе зелёная карта, который действует на территории близлежащих государств, то он в несколько раз дешевле той ЗК, которая может использоваться на территории все стран-участниц международного соглашения. Клиенту нет никакого смысла в покупке расширенного полиса для путешествий на автомобиле в Беларусь, Украину, Молдову и Азербайджан. Но если предусматривается поездка в эти страны и заезд в иные государства, не относящиеся к близлежащим (даже на 1 день в 1 страну), придётся покупать другой вид ЗК.
- Срок действия. Как уже отмечалось, страховку можно оформить как на 15 дней, так и на 1 год. Опции пролонгации, то есть продления, для карты не предусмотрено. Потому автомобилисты должны заранее убедиться в том, что они успеют вернуться назад до истечения срок действия полиса. Стоимость полиса возрастает по мере увеличения продолжительности его действия.
- Транспортное средство. Если предусматривается поездка на мотоцикле или с прицепом, для них также придётся делать полиса. Те же прицепы и мототехника наиболее доступные в плане страхования по системе зелёной карты. На легковые авто стоимость средняя, а самые высокие тарифы предусмотрены для автобусов.
Если говорить применительно к легковым автомобилям, то стоимость полиса на 15 дней действия для возможности посещения всех стран обойдётся минимум в 2,5 тысячи рублей. Максимальный годовой полис стоит более 20 тысяч.
Для сравнения, при посещении близлежащих стран за 15 дней вы заплатите около 800 рублей, а полис ЗК на весь год для легковой машины будет стоить порядка 5,5 тысяч рублей.
При оформлении полиса страховая компания обязана опираться на текущий актуальный курс. РСА регламентирует тарифы, от которых отталкиваются все аккредитованные организации.
Несколько иначе ситуация выглядит при получении ЗК на самой государственной границе. Часто автомобилистам приходится переплачивать. Не стоит связываться с сомнительными представительствами страховщиков. Лучше заранее изучить актуальные тарифы на сайте РСА, и обратиться в компанию, которой вы доверяете.
Действия в случае ДТП
Никто из водителей, будучи на территории другой страны, не хочет становиться участником ДТП. Как его виновником, так и пострадавшей стороной.
Но к подобным ситуациям следует всегда быть готовым. Для начала всегда берите с собой сам полис, а также копию. Если ДТП избежать не удалось, нужно строго придерживаться определённых правил.
- В случае аварии водитель обязан остаться на том же месте. Никуда уезжать нельзя, иначе это обернётся серьёзными последствиями. Требуется также вызвать представителей полиции.
- На автомобиле следует включить сигнальные аварийные огни. Плюс перед местом аварии нужно поставить знаки.
- При наличии возможности рекомендуется записать контактные данные второго участника происшествия. Не лишним будет собрать контактную информацию у возможных свидетелей.
- Если вы оказались виновником, копию своего полиса передайте пострадавшей стороне. Если же ситуация обратная, запросите копию страховку у второго водителя.
- Дождитесь полицию. Представитель составит протокол. Не забудьте взять его копию. Это важно. Даже если вы не владеете языком, всегда можно позвонить в представительство ЗК. Если вы посмотрите, с обратной стороны карты есть нужные номера телефонов.
- После получения протокола следует обратиться по телефону в свою страховую компанию и сообщить, что вы стали участником происшествия на дороге.
На этом задачи водителя выполнены. Дальше дело за самой страховой компанией.
В этой ситуации главное не растеряться и не позволить никому забрать оригинал карты. Нельзя подписывать документы, если вы точно не знаете смысл содержимого или сомневаетесь в правильности своего перевода.
Ещё одной ошибкой является попытка решить всё на месте. Ничего и никому платить не нужно. Если выплаты предусмотрены, их осуществит страховая. Не спешите раньше времени открывать свой кошелёк.
Зелёная карта является не просто полезным, а необходимым документом для автомобильных путешествий по территории других стран. В оформлении такого полиса нет ничего сложного, требуется минимум времени и минимальный набор документов.
Но всё же существуют определённые подводные камни, о которых вы уже знаете. Не допускайте типичных ошибок, а также старайтесь строго соблюдать ПДД в стране пребывания. Это убережёт вас от необходимости использовать зелёную карту.